Минэкономразвития России опубликовало государственный доклад о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности. В госдокладе представлен аналитический срез в части изменения энергоёмкости отдельных отраслей и секторов потребления топливно-энергетических ресурсов, дана оценка снижения выбросов парниковых газов. Также в докладе обозначены традиционные вопросы ресурсного обеспечения мероприятий в области энергосбережения и энергетической эффективности. Представлен обзор 80 кейсов-примеров по снижению объёмов потребляемых энергоресурсов на российских предприятиях, с указанием срока их окупаемости и эффекта от внедрения.

«Мы видим две важные задачи данного документа – донести имеющийся опыт для его дальнейшего тиражирования и представить перспективные шаги и направления по повышению энергоэффективности российской экономики. В докладе представлены решения и меры, которые мы будем реализовывать с учётом особенностей тех или иных секторов экономики. Также даны оценки по потенциалу экономии топливно-энергетических ресурсов и снижению углеродоёмкости до 2030 года. Практикоориентированность и возможность прикладного использования – необходимые и крайне важные качества доклада», – отметил заместитель министра экономического развития России Илья Торосов.

По итогам 2019 года уровень энергоёмкости ВВП составил рекордно низкое значение за период последних пяти лет (9,62 млн т.у.т. / млн руб. в ценах 2016 года). Валовое потребление топливно-энергетических ресурсов по сравнению с аналогичным показателем прошлого года снизилось на 1,3%. Снижение энергоемкости было вызвано реализацией мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности. Введение в эксплуатацию энергоэффективного оборудования, оптимизация балансов производства электрической и тепловой энергии и другие мероприятия обеспечили снижение потребления топливно-энергетических ресурсов до 80% от общего объёма экономии по электроэнергетическому сектору в целом.

В 2019 году в субъектах РФ активно продолжалась реализация программ в области энергоэффективности и энергосбережения, валовый объём финансирования которых вырос в 1,6 раза по сравнению с прошлым годом. Это привело к экономии энергоресурсов в размере 41,5 млрд руб.

Ключевым инструментом привлечения внебюджетных инвестиций являются энергосервисные контракты. По данным госдоклада Ханты-Мансийский автономный округ – Югра занимает первое место в стране по числу заключённых энергосервисных контрактов стоимостью до 100 млн руб.

Наибольшее количество контрактов заключили образовательные учреждения (64%), второе место занимают дошкольные учреждения (27%), третье место – контракты в учреждениях сферы управления ЖКХ (7%).

Суммарная экономия по всем проектам отчётного периода достигла отметки 353 млн руб. Величина экономии контрактов варьируется в диапазоне от 54 тыс. руб. до 85,2 млн руб., что свидетельствует о большом разбросе масштабов энергосберегающих проектов. Медиана цены проходит по 1,46 млн руб., а это значит, что половина всех контрактов в Югре заключается примерно до полутора миллионов рублей.

«Центр по реализации национальных проектов более пяти лет организует энергосервисную деятельность на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. С 2015 года в Югре было заключено 258 энергосервисных контрактов, из которых 14 уже исполнены. Каждое пятое учреждение автономного округа заключило энергосервисный контракт. При этом количество учреждений, в которых заключено несколько контрактов по разным энергоресурсам, составляет менее 1%. Считаю, что именно здесь сосредоточен потенциал развития энергосервисной деятельности на ближайшие годы», – отметил начальник отдела реализации проектов АНО «Центр по реализации национальных проектов»Александр Гуртяк.