ЖКХ Лангепаса получит концессионера

«Сделать ситуацию прозрачной» – так называлась статья, опубликованная в окружной газете 25 февраля 2016 года. Поводом к ее появлению послужило письмо жителя Лангепаса Олега Петрова, который посчитал незаконным повышение платы за услугу теплоснабжения.

Сколько стоит тепло

С просьбой прокомментировать ситуацию редакция обратилась к руководителю Региональной службы по тарифам Алексею Березовскому. Напомним, о чем шла речь в статье. Правительство страны начиная с 2014 года ограничивает рост совокупной платы граждан за коммунальные услуги, устанавливая индексы изменения ее размера. Для Ханты­-Мансийского округа, как рассказал Алексей Березовский, индекс в среднем был установлен в размере 10 %. Максимально возможный предельный индекс роста по муниципалитету, без согласования с представительным органом власти, – 12,4 %, но превышение этой цифры возможно, если такое решение примет, к примеру, местная дума.

Как раз по этому пути и пошла дума Лангепаса, приняв 27 февраля 2015 года решение об обращении к губернатору округа с инициативой о возможности изменения предельного индекса размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги с 9,6 до 24,2 %. Индекс был определен с учетом набора коммунальных услуг и максимального роста тарифов во втором полугодии 2015 года: отопление, холодная и горячая вода, водоотведение, электроэнергия. Больше всего подорожало отопление – на 30,6 %. В большинстве муниципалитетов округа предельные индексы совокупной платы за коммунальные услуги составили от 5 до 12,4 %. Для двух городов (Покачи и Лангепас), по данным РСТ, предельный индекс превысил 12,4 %. При этом в среднем по округу рост платы не превысил, как и рекомендовано постановлением правительства, 10 %.

При таком, казалось бы, немалом подорожании – на 30,6 % – тепловой энергии для населения Лангепаса, стоимость одной гигакалории составила 1 585,99 рубля, но это все равно ниже на 5 %, чем в среднем по округу, – 1 668,8 рубля за гигакалорию. Региональная служба по тарифам, как сообщил редакции Алексей Березовский, регулярно проводит мониторинг соблюдения предельных индексов. Так, за декабрь 2015 года, по данным РСТ, стоимость коммунальных услуг в Лангепасе оказалась ниже на 10,7 %, чем в среднем по округу.

Низкий тариф – большие убытки

Но какая была необходимость в обращении к губернатору округа об изменении предельного индекса размера платы за коммунальные услуги? На этот вопрос редакции ответил заместитель председателя думы Лангепаса Максим Сычев: низкий тариф не покрывал расходов предприятия «Тепловодоканал» перед поставщиками газа, электроэнергии.

В статье «Сделать ситуацию прозрачной» сообщалось, что в Лангепас с целью разобраться со счетами на отопление должны выехать руководитель Региональной службы по тарифам Алексей Березовский и директор департамента ЖКК и энергетики Егор Ковальчук. Организатором встречи, которая продолжалась пять часов, выступила администрация Лангепаса.

Один из ее участников Александр Антонец, пенсионер, старожил города (он строил здесь первую блочную котельную), даже после встречи с представителями округа остался критически настроен к действиям местной думы и администрации города. Вызвала у него подозрение и передача системы теплоснабжения, как он выразился, «коммерсантам-­концессионерам, о которых никто в городе ничего не знает, а повышение тарифов им как раз на руку». Понятно, что при обсуждении столь острых вопросов, когда речь идет о повышении платы за коммунальные услуги, всегда будет немало недовольных. А если это накладывается на отсутствие информации, ситуация может еще больше осложниться. Взять, к примеру, решение думы, о котором упоминалось выше. Принималось оно нелегко – мера непопулярная. Но пропагандистская (в хорошем смысле слова) работа проводилась недостаточно, до населения донесли не полностью смысл вынужденного решения. Первые же платежки привели многих в недо­умение: кто-­то посчитал это ошибкой, кто-­то поверил и стал требовать разъяснений, как это сделали некоторые наши читатели.

Егор КОВАЛЬЧУК, директор департамента жилищно-­коммунального комплекса и энергетики автономного округа:

– Решение о повышении тарифов на коммунальные услуги принимал коллегиальный орган – местная дума, так что никаких нарушений закона не отмечено. Сделать это было необходимо для дальнейшего развития системы теплоснабжения в городе, иначе последствия могли быть очень тяжелыми. На встрече с жителями Лангепаса я убедился, что они хорошо разбираются в технических вопросах, некоторые показали отличные знания нормативно-правовой базы, но есть еще экономика, финансовая сторона вопроса, и это тоже надо учитывать. К сожалению, полноценной разъяснительной работы среди населения не было проведено. Донести до людей, что в течение нескольких лет тарифы на тепло если и повышались, то очень незначительно, а то и вовсе не повышались, было крайне необходимо. Все это не могло не привести к огромной задолженности за потребленные ресурсы. К примеру, только за газ город задолжал 150 миллионов рублей.

Нельзя умолчать и о том, что прежнее руководство города находилось в противостоянии с предприятием «Тепловодоканал». Когда серьезные для города вопросы каждая сторона решает по­-своему, а не в одной связке, хорошего не жди. Новая команда, разобравшись в ситуации, была вынуждена прибегнуть к непопулярным решениям – повысить тариф. Нельзя было допустить, чтобы в условиях, приравненных к Крайнему Северу, система жизнеобеспечения города оказалась под угрозой. Я верю, что жители правильно оценят сложившуюся ситуацию и переживут этот нелегкий период. Сегодня руководители города выбрали новый путь – передать в концессию коммерческой структуре имущество муниципального унитарного предприятия «Тепловодоканал» с тем, чтобы наладить его эффективную работу.

Отголоски советской пропаганды

Слово «концессия» у некоторых горожан, как показало собрание, ассоциируется с чем-­то негативным. Скорее всего, это отголоски советской пропаганды, когда в концессионерах видели алчных, недобросовестных коммерсантов. Но как быть с тем, что и указ президента, и постановления правительства сегодня нацеливают власть на местах на более широкое внедрение концессионных соглашений, особенно в жилищно­-коммунальной сфере?

В департаменте ЖКК и энергетики автономного округа главный специалист по концессионным соглашениям – заместитель директора департамента Елена Шухорова. По ее словам, в концессию передается имущество МУПа, управление которым признано неэффективным. Минстрой и Мин­экономразвития определили критерии оценки деятельности предприятий, которые могут быть переданы в концессию. Одна из них – отрицательный финансовый результат в течение трех лет. Как раз под этот критерий подпадает лангепасский «Тепловодоканал». Но это не означает передачу городского имущества насовсем. Концессия заключается на определенный период, объекты передаются в управление. Таким образом, все, что будет вложено и создано концессионером, через оговоренный срок должно вернуться в муниципальную собственность.

– В округе разработан график передачи неэффективных муниципальных предприятий в концессию, – говорит Елена Шухорова. – Это касается городов Лангепас, Пыть­-Ях, Мегион, Радужный, а также Сургутского, Ханты-Мансийского и Нижневартовского районов. Определен перечень потенциальных концессионеров, для которых муниципалитеты должны создать благоприятный инвестиционный климат. При заключении концессионного соглашения по Лангепасу обязательным условием являются инвестиционные обязательства, за счет которых должна быть обновлена вся система теплоснабжения.

Но кто же взял на себя обязательства доказать, что из неэффективно работающего предприятия коммунальной сферы можно сотворить вполне успешную производственную единицу? К слову сказать, ликвидировать чьи-­то масштабные ошибки в управлении не самая привлекательная в финансовом отношении задача, но у общества «КонцессКом» из Когалыма (а именно это предприятие выиграло конкурс на заключение концессии по теплоснабжению), по сути, не было выбора. В округе не так уж много желающих поднимать убыточные предприятия, а успешно работающих по концессионным соглашениям – вообще единицы.

Общество «КонцессКом» первым в округе перешло на такую форму управления, и подтверждать, что это самая актуальная на сегодня схема взаимодействия в сфере ЖКХ, – своего рода социальное обязательство «Концессионной коммунальной компании». Как подчеркивает директор Вадим Прусевич, филиал «КонцессКома» в Лангепасе работает с 1 января 2016­го.

– Мы привлекаем 700 миллионов рублей (заметьте – не бюджетных денег!), за счет которых до 2022 года должна быть проведена полная модернизация предприятия, – говорит Вадим Прусевич. – Сегодня оно в тяжелейшем положении: никакого ремонта здесь не проводилось годами, надежность оборудования, как и энергоэффективность, на самом низком уровне, не налажен учет, раздуты штаты. Предприятие было фактически на грани банкротства. При столь низком тарифе у предприятия хватало средств только на зарплату, да и то невысокую, и еще налоги. Мы получили имущество в концессию на 30 лет. Это оптимальный срок, чтобы перестроить производство и рассчитаться с банком за привлеченные средства.

А в Когалыме получилось

В том, что все может получиться, как задумали, убеждает опыт Когалыма, где «КонцессКом» работает с 2010 года. Здесь за прошедшие годы удалось не только технически перевооружить коммунальную систему, но и добиться удивительного результата: жители Когалыма сэкономили за эти годы 243 миллиона рублей. То есть, если бы по­-прежнему предоставляло коммунальные услуги муниципальное предприятие с его неэффективной экономикой, им пришлось бы выложить вышеназванную сумму. Что касается тарифа, то ни «КонцессКом», ни какое другое предприятие его не вправе устанавливать – только Региональная служба по тарифам, а там каждую цифру рассматривают под увеличительным стеклом.

Опыт «КонцессКома» убеждает – в дефиците не только деньги, на что любят жаловаться руководители, но и грамотные управленческие решения. Хотя и миссионерством деятельность концессионера тоже нельзя назвать – в Лангепас компания идет, чтобы зарабатывать, но не на кошельках жителей города, а на полной модернизации системы теплоснабжения, снижении затрат на производство тепловой энергии, уменьшении количества аварий на сетях, повышении энергоэффективности и доходности коммунальной сферы. И первые результаты можно будет увидеть не через тридцать, а уже через несколько лет.

Источник: www.ugra-news.ru